В ходе выполнения мероприятий по предотвращению случаев нападения медведей на людей и сельскохозяйственных животных в Томской области мною ведется анализ случаев агрессивного поведения медведей. Начиная с 2002 года, таких фактов выявлено около двухсот. Причиной вспышек массового агрессивного поведения медведей часто являются различные природные факторы. Один из первых случаев массового агрессивного поведения медведей в Томской области описан профессором И.П. Лаптевым: в 1901 году в результате обширных пожаров на севере Томской области кормовая база медведей была настолько подорвана, что они не смогли залечь в зимнюю спячку. Далее массовые «шатания» медведей отмечались в 1927 г., 1931 г., 1947 г., 1950-51 гг. В эти периоды отмечались случаи каннибализма среди медведей. По описаниям охотников, видимых причин миграций не было выявлено. В наши дни первая вспышка такого явления была обнаружена нами в 2007 г: масштабы агрессии медведей создали угрозу безопасности населения в районах области. Из-за ранней дружной весны этого года произошло подтопление низких мест в тайге, что вызвало массовую миграцию медведей в поисках более сухих территорий. В течение июня был произведен вынужденный отстрел 26 медведей, а до конца лета – всего 44. В следующем, 2008 г., на половине территории Томской области произошел сильнейший неурожай кедрового ореха и ягод, и в сентябре – октябре, вплоть залегания зверей в берлоги, происходили их нападения на домашний скот, появления вблизи человеческого жилья. На уцелевших овсяных полях медведи паслись в светлое время суток. С июля по октябрь произведен вынужденный отстрел 41 медведя. Районные специалисты были обеспокоены, сумеют ли голодные медведи лечь в спячку. Но зима прошла спокойно, шатунов не было. По имеющимся у нас данным, за три года (2007-2009 гг.) зарегистрированы 10 случаев нападения на людей, в трех из них люди пострадали. За эти же три года было совершено 82 нападения на домашний скот, в результате чего убито или ранено 95 голов крупного рогатого скота, 20 овец. В 2010-2011 годах, благополучных по кормообеспеченности, количество случаев изъятия агрессивных животных снизилось до семи особей в год.
В 2012 году, до июня, ничего не предвещало роста числа случаев агрессивного поведения медведей. Но к концу июня их количество увеличилось до двадцати, в результате чего тринадцать агрессивных зверей было уничтожено. Учитывая продолжающуюся засуху и сопутствующую ей жару, плохие виды на урожай ягодников и кедрового ореха и, главное, продолжающиеся обширные пожары на севере Томской области, можно говорить о том, что в области сложилась одна из самых неблагополучных ситуаций для медведей. Представьте: у каждого медведя в тайге своя кормовая территория, которая определенным образом защищается от соседей. И вот появляются десятки медведей, которым из-за пожаров в тайге жить становится негде. Коренные обитатели начинают с ними конфликтовать. Так бездомные медведи появляются у человеческого жилья: теряя страх, они заходят в жилые поселки, кормятся на свалках, нападают на домашний скот, разоряют пасеки.
- Медведь у таежной избушки (фото М.Р. Бекленищевой)
- Медведь у таежной избушки (фото М.Р. Бекленищевой)
- Медведь похозяйничал в домике егеря Кеть-Касского заказника, Верхнекетский район (фото А.В. Дубинца)
Данная заметка – мой личный экологический прогноз, связанный с неблагополучием среды обитания бурых медведей в этом году. Уровень числа случаев агрессивного поведения медведей может быть таким: июль – не менее 15, август – не менее 15.
Много лет занимаясь практикой подготовки документов на изъятие животных, представляющих опасность для человека и сельскохозяйственных животных, могу рекомендовать самый быстрый путь решения этого вопроса. В случаях появления медведя в опасной близости от человеческого жилья, нападения на домашний скот или разорения пасеки необходимо вызвать районного охотоведа, который после обследования места происшествия и оценки ситуации в течение одного дня получает в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области документ – «Решение о регулировании численности охотничьих ресурсов» и организует бригаду по отстрелу агрессивного животного.
В заключение – свежая охотничья быль.
Есть у нас в Шегарском районе егерь Хочкин Владимир Ильич. Хороший егерь: умный (к науке прислушивается), в меру исполнительный, техническими новинками интересуется.
Одолели нынче медведи Шегарский район: уже более семи случаев агрессивного поведения. То скотину дерут, то на пасеку повадились. В последний раз пригласили охотников на пасеку у села Бабарыкино покараулить надоедливого медведя. Две ночи отсидели впустую. Настала очередь дежурить нашему герою. Уже ранним вечером на подходе к пасеке метрах в ста увидели убегающего медведя. Не смутило это охотника. Недалеко от пасеки соорудил он лабаз из жердей между двух березок на высоте 4-6 метров. Ну а двое его помощников пошли на пасеку спать.
И ждал-то ведь недолго, и не совсем темно еще было: глядь, а медведь-то уже не просто пришел, – уже уходит, уходит с пасеки на задних лапах в обнимку с ульем.
Времени-то прошло чуть больше двух часов. Он будит помощников: вставайте, пора зверя разделывать. Не верят. Еле доказал, что не шутит.
Думаете, охотничья байка? Быль.