Памятник природы областного значения “Коларовские водно-болотные угодья” получил имя ученого Биологического института ТГУ Сергея Москвитина.
Сергей Степанович Москвитин (октябрь 1936 – 16 августа 2020) — известный российский орнитолог, долгое время возглавлявший зоологический музей ТГУ. Учёный скончался в Томске летом 2020 года. Благодаря инициативе учёного Коларовские водно-болотные угодья получили статус ключевой орнитологической территории регионального значения, где повышена численность и разнообразие птиц в период гнездования и на миграционных зимовочных скоплениях. Эту идею Сергея Москвитина поддержал Союз охраны птиц России. Позже угодьям был присвоен статус ООПТ.
Как рассказал зоолог ТГУ Сергей Гашков, водно-болотные угодья в Коларово — это удобные места для наблюдения за птицами. Первым учёным, который изучал птиц в этих местах, был доктор биологических наук и профессор Бодо Иоганзен.
“Потом изучать миграцию птиц в водно-болотных угодьях стал Сергей Москвитин, — отметил Сергей Гашков. — Для этого каждую весну Сергей Степанович приезжал рано утром в Коларово и изучал количественную миграцию птиц и их гнездование”.
Сергей Москвитин приезжал в водно-болотные угодья для мониторинга за птицами и проводил в Коларово экскурсии для других учёных и биологов. По словам Сергея Гашкова, эти места до сих пор пользуются спросом у любителей фотоохоты.
Угодья находятся в шаговой доступности от Учебно-научной станции ТГУ “Полигон Коларово” и всегда использовались для практик, в том числе и студентов университета, включая биологов.
На Коларовских водно-болотных угодьях под Томском в 2017 году была установлена первая в Томской области вышка для наблюдений за птицами.
Сергей Москвитин сожалел по поводу отсутствия «осмысленного и научно выверенного подхода» к использованию ресурсов живой природы как на уровне региона, так и на уровне всей страны. И начинать советовал с мониторинга и составления кадастров этих ресурсов.
Негодовал по поводу подлости в охоте:
У нас нет главного — охотничьей культуры. Попробуйте получить сегодня лицензию на медвежью охоту! Это довольно сложно, потому что ее получают совсем для других целей: чтобы на законных основаниях ходить по лесу с ружьем. Попадется косуля — убьют косулю, попадется барсук — барсука, встретится лось — можно и лося. А снегоходы? Это же настоящее браконьерское орудие.
Когда-то самый знатный охотник Колпашевского района по фамилии Жуков, награжденный за свои заслуги Орденом Ленина, за зиму добывал не более 40 соболей. А сегодня некоторые добывают и 150. Да, соболей стало больше, но не настолько же! Снегоходы увеличивают интенсивность охоты: на них сажают собак и, как только увидели соболя, пускают их по следам. А на коротких расстояниях собаки могут работать и по глубокому снегу. Все это уменьшает резервы воспроизводства животных.
Не был против честной охоты: “Дело ведь не в мясе и не в пушнине — охота дает человеку возможность познавать природу, отдыхать. И патриотизм растет не на сборке и разборке автоматов, а на любви к месту, где человек живет”. ВТомске
Коларовские водно-болотные угодья имени С.С. Москвитина на сайте ООПТ России
Управление ООПТ осуществляет ОГБУ “Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования”
Сергей Степанович Москвитин на Товики
Фото: Томское отделение РГО и
Сергеем Гашковым