Удод – Upupa epops (Linnaeus, 1758)

Удод – Upupa epops (Linnaeus, 1758)

Отряд Удодообразные – Upupiformes

Семейство Удодовые – Upupidae

 

УдодСтатус. Категория 6. В Томской области очень редок.

Полевые признаки. Величиной с дрозда, экзотичная окраска за счёт многочисленных белых пятен на чёрном фоне хвоста и маховых создает полосатость, особенно заметную при полёте, и придает облик чрезвычайно пёстрой птицы. Тело светло-оранжевого цвета. На голове характерный пучок пёстрых перьев длиной до 5 см, который при возбуждении расправляется и в таком виде напоминает гребень. Клюв длинный, куликообразной формы, чуть загнутый книзу, примерно равный длине сложенного и отстоящего кзади хохла. Латинское название птицы связано с переводом его крика на человеческий язык: «буп-буп-буп» или «уп-уп-уп». Он очень напоминает крик обычного вида — глухой кукушки, но удод произносит слоги с расстановкой, повторяя один звук подряд три-четыре раза, после чего следует пауза.

Распространение и местообитания. Населяет степную и лесостепную зоны. В Томской области почти все встречи относятся к открытым ландшафтам речных долин р. Томь, Обь, Кеть, Чулым и связаны с лугами, выпасами, дорогами, залежами и населёнными пунктами.

Численность. В 90-х гг. XIX в. у г. Томска несколько раз отстреливался для коллекций [1]. Во второй половине XX в. удод регистрировался в основном как залётная птица. В гнездовое время (май-июнь), возможно гнездящиеся птицы, изредка встречались в Томском (н.п. Алаево, Курлек, Богашёво, у г. Томска), в Шегарском (луга у р. Шегарка), в Каргасокском (н. п. Напас, Новониколаевка) [2, 3], в Бакчарском (у н. п. Плотниково) [4] и в Кожевниковском (луга на р. Обь, протока Симан, н.п. Киреевск) [5] районах. В послегнездовое время встречен в Верхнекетском районе у н.п. Белый Яр [6] и несколько раз в зелёной зоне г. Томска. За последние годы в Томском районе пару встретили в начале июня 2010 г. у н.п. Яр, одного удода —  11 сентября 2022 г. в н.п. Половинка [7]. Одиночные особи отмечены в Тегульдетском районе 1 июня 2017 г. вблизи н.п. Тегульдет [8], в Кривошеинском районе дважды в мае и июне 2018 г. у бывшего н.п. Кайбасово. В Асиновском районе К. Самодуровым встречен 9 сентября 2018 г. у н.п. Филимоновка [9]. Численность в летний период не превышает 0,02–0,1 особи на 1 км2.

Особенности биологии. Залёты этой птицы для Западной Сибири известны до полярного круга. Первые встречи весной на пролёте у г. Томска отмечались 2–10 мая, последние 10–12 сентября [2]. Гнёзда строит в дуплах, в нишах среди камней, в обрывах. В гнезде обычно пять-восемь яиц. Насиживание 16–19 дней. В случае беспокойства птица способна выпускать во врага струю вонючих экскрементов. Корм птицы отыскивают в растительном хламе, навозе, сопровождая стада домашних животных, собирая преимущественно крупных насекомых.

Лимитирующие факторы. Отстрел из-за его внешней необычности, нарушение целостности гнёзд человеком, желающим достать птицу, ведёт к гибели кладок и птенцов.

Меры охраны. Вид внесён в Красный список МСОП (2020) как «Вызывающий наименьшие опасения» (LC), в Красную книгу Томской области (2002, 2013). Специальных мер не разработано. Редкость птицы, необычность её облика и способность соседствовать с человеком должны обеспечивать гуманное к ней отношение. Информирование специалистов о встречах может также послужить разработке мер охраны. Наблюдение птиц на территории области позволит получить более полные данные об его образе жизни, тем более что этот вид загадочен тем, что залетает далеко на север за пределы Томской области. Демонстрируется в зоологическом музее НИ ТГУ.

Источники информации. 1. Иоганзен, 1898; 2. Гынгазов, Миловидов, 1977; 3. Миловидов и др., 2015; 4. Равкин, Лукьянова, 1976; 5. сообщения Д. Дятлова, В.И. Пестерникова; 6. Москвитин и др., 1977; 7. сообщение Е. Осипова; 8. Нехорошев и др., 2018; 9. Птицы Сибири …, (дата обращения: 03.08.2022); данные составителей.

Составители. С.С. Москвитин, С.П. Гуреев, О.Г. Нехорошев.

Фото. А.В. Баздырев.

 


Ареал обитания